МОУ "Разуменская Средняя Общеобразовательная Школа №1"
п. Разумное Белгородского района Белгородской области
  • Как не стать жертвой киберпреступника

    Автор: МОУ "Разуменская СОШ №1"
    Подключаясь к сети Интернет, ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему о существующей интернет-опасности должны, прежде всего, педагоги и родители.
    Как не стать жертвой киберпреступника.

    Интернет — это прекрасное место для общения, обучения и отдыха. Но стоит понимать, что, как и наш реальный мир, всемирная паутина так же может быть весьма опасна.

    Какие угрозы встречаются наиболее часто?

    • Угроза заражения вредоносным ПО. Для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или скачанные из сети Интернет файлы. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Дети, неискушенные в вопросах социальной инженерии, могут легко попасться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.
    • Доступ к нежелательному содержимому. Сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы: насилие, наркотики, откровенные фотографии; страницы, подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам; страницы с националистической идеологией и многое-многое другое. Все это доступно в Интернете без ограничений. Часто бывает так, что просмотр таких страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию.
    • Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть преступники, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;
    • Неконтролируемые покупки. Несмотря на то, что покупки через Интернет пока еще являются экзотикой для большинства из нас, однако недалек тот час, когда эта угроза может стать весьма актуальной.

    Несколько рекомендаций, с помощью которых посещение Интернет может стать безопасным для обучающихся.

    Памятка для родителей.

    1. Посещайте сеть Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернета.

    2. Объясните детям, что если в сети Интернет что-либо беспокоит их, то следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством.

    3. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), он-лайн игр и при других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.

    4. Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.

    5. Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в сети Интернет нет разницы между неправильными и правильными поступками.

    6. Научите ваших детей уважать собеседников в сети Интернет. Убедитесь, что они понимают то, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни.

    7. Скажите детям, что никогда не стоит встречаться с друзьями из сети Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

    8. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены.

    9. Не забывайте контролировать детей в сети Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.

    Как научить детей отличать правду от лжи в Интернет?

    Следует объяснить детям, что нужно критически относиться к материалам, полученным из сети Интернет, ведь опубликовать информацию в Интернете может абсолютно любой человек. Объясните ребенку, что сегодня практически каждый человек может создать свой сайт, размещать на нем информацию и при этом никто не будет контролировать правдивость этих материалов. Научите ребенка проверять все то, что он видит в Интернете.

    Семейное соглашение о работе в сети Интернет.

    Если ваши дети хотят посещать Интернет, вам следует выработать вместе с ними соглашение по использованию Интернет. Учтите, что в нем вы должны однозначно описать права и обязанности каждого члена вашей семьи. Не забудьте четко сформулировать ответы на следующие вопросы:

    •Какие сайты могут посещать ваши дети и что они могут там делать;

    •Сколько времени дети могут проводить в Интернет;

    •Что делать, если ваших детей что-то беспокоит при посещении Интернет;

    •Как защитить личные данные;

    •Как следить за безопасностью;

    •Как вести себя вежливо;

    •Как пользоваться чатами, группами новостей и службами мгновенных сообщений.

    Не забудьте, что формально составленное соглашение не будет выполняться! Регулярно, по мере необходимости, вносите изменения в данное соглашение. Не забывайте, что вы должны проверять выполнение соглашения вашими детьми.

    Научите вашего ребенка использовать службу мгновенных сообщений

    При использовании службы мгновенных сообщений, напомните вашему ребенку некоторые несложные правила безопасности:

    •Никогда не заполняйте графы, относящиеся к личным данным, ведь просмотреть их может каждый

    •Никогда не разговаривайте в Интернет с незнакомыми людьми

    •Регулярно проверяйте список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем общаются

    •Внимательно проверяйте запросы на включение в список новых друзей. Помните, что в Интернете человек может оказаться не тем, за кого он себя выдает

    •Не следует использовать систему мгновенных сообщений для распространения слухов или сплетен

    Родителям не стоит надеяться на тайную слежку за службами мгновенных сообщений, которыми пользуются дети. Гораздо проще использовать доброжелательные отношения с вашими детьми.

    Не забывайте, что сеть Интернет — это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении, детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию Интернет-зависимости. Осознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не становится очень серьезной. Кроме того, факт наличия такой болезни как Интернет-зависимость не всегда признается. Что же делать?

    Установите правила пользования домашним компьютером и постарайтесь найти разумный баланс между нахождением в Интернете и физической нагрузкой вашего ребенка. Необходимо, чтобы компьютер стоял не в детской комнате, а в комнате взрослых. Не позволяйте себе проводить много времени за компьютером, будьте положительным примером для своих детей.

    Социальные сети являются самым эффективным и широким по охвату инструментом, с помощью которого злоумышленники могут вербовать пользователей в разные преступные организации.

    К опасным сообществам в социальных сетях относятся:

    1. Группы, пропагандирующие экстремистскую и нацистскую идеологию: террористические группировки, (в том числе движение «Колумбайн», признанное террористическим движением на основании решения Верховного суда РФ), шутеры, нацистские, неонацистские движения и др.

    2. Группы и каналы, пропагандирующие опасные увлечения: зацепинг, опасные квесты, группы с пропагандой наркотиков, трэш-стримеры, шок-контент и др.

    3. Группы, пропагандирующие причинение вреда себе или окружающим: селфхарм (буквально переводится как «вред себе»), пиплхейт (движение, пропагандирующее ненависть к людям), депрессивно-суицидальные группы («синий кит» и аналогичные), анорексию и др.

    4. Группы, пропагандирующие нетрадиционные духовно-нравственные ценности: оккультизм, сатанизм, чайлдфри, феминизм, нетрадиционные сексуальные отношения, смену пола, гендерную идентичность и пр.

    5. Аниме-сообщества. В отличие от традиционной японской культуры аниме, современные аниме могут быть очень опасны, поскольку нередко пропагандируют насилие, сексуальные извращения, каннибализм, убийства и самоубийства.

    По данным исследователей через «кровавое аниме» популяризуется даже скулшутинг. Аниме-продукция также является лидером по депрессивно-суицидальному контенту.

    По данным опроса экспертов из числа сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, многие несовершеннолетние, имевшие опыт суицидального поведения, увлекались данной субкультурой.

    Как гарантировать безопасность ребёнка в опасной среде? Ребенок должен знать об опасностях общения с незнакомцами в Интернете, а также доверять своим родителям.

    Важно, чтобы в случае опасности, появления странных друзей или попытки втянуть ребенка в сомнительную деятельность, он, в первую очередь, обращался за помощью к родителям.

    Деструктивные сообщества могут:

    1. Нанести непоправимый вред психическому и физическому здоровью ребенка. Могут быть опасны для жизни ребенка.

    2. Сформировать нетрадиционные духовно-нравственные ценности, опасные взгляды и убеждения, основанные на насилии и мизантропии.

    3. Заставить ребенка причинить вред себе или окружающим.

    В Интернете действует большое количество преступников, чьей целью является вовлечение все новых и новых пользователей в деятельность таких опасных сообществ. Такие лица называются «вербовщиками». Чаще всего вербовка начинается с личного и очень навязчивого общения. Вербовщики пытаются завладеть всем вниманием и временем пользователя. Один из основных способов вербовки – маркетинговая «воронка вовлечения». Суть «воронки» заключается в том, что пользователь сначала привлекается в какую-либо группу по интересам, затем по активности в этих группах или комментариях, он отбирается и через личные сообщения приглашается в тематическое сообщество с более узкими интересами. После этого происходит отбор пользователя в закрытые группы и чаты, где уже происходит вовлечение в опасную и даже преступную деятельность сообществ. Особенностями таких групп может быть персональный доступ к ним только членам сообщества (особенно если общение происходит через мессенджеры). То есть родители или иное лицо не сможет попасть в группу, используя свои телефон или компьютер. После этого пользователи приступают к выполнению заданий в реальном мире.

    Полезные советы:

    1. Спрашивайте или аккуратно проверяйте, с кем ведёт переписку ребёнок в личных сообщениях.

    2. Обращайте внимание на поведение и новые интересы ребёнка: аниме, депрессивная литература, специализированные книги об оружии и стрельбе.

    3. Замечайте изменения круга общения ребёнка, спрашивайте о его новых друзьях.

    4. Обращайте внимание, если ребенок в реальной жизни выполняет задания, полученные в Интернете, так называемые, челленджи. Они могут содержать опасные для здоровья действия, например: сделать фото в экстремальных условиях или пробраться на закрытую территорию.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie