1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti.
Материалы Белгородского регионального института развития образования
https://beliro.ru/deyatelnost/metodicheskaya-deyatelnost/virtual-cabinet/funkczionalnaya-gramotnost
СБОРНИКИ ЗАДАНИЙ
-
на выявление уровня читательской грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
-
на выявление уровня креативного мышления, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/4-ex__pisa.pdf
-
на выявление уровня математической грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
-
на выявление уровня естественнонаучной грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
Методические материалы
-
Учимся для жизни: лаборатория функциональной грамотности. Вебинар издательства «Просвещение» https://clck.ru/YLh3L
-
Лаборатория функциональной грамотности. Корпорация Российский учебник. Методические материалы и запись вебинара https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Мероприятия
-
Всероссийский семинар "Формирование и оценка функциональной грамотности" https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm
-
План всероссийских семинаров "Формирование и оценка функциональной грамотности школьников" https://edsoo.ru/Formirovanie_i_ocenka_funkcionalnoj_gramotnosti_shkolnikov.htm
-
Материалы всероссийского семинара «Формирование функциональной грамотности: особенности организации учебного процесса», состоявшегося 23.09.2022.
Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Открытый банк заданий оценки естественнонаучной грамотности — открыть
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
-
Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
-
Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
В помощь участнику Презентация ВКС Функциональная грамотность (скачать)
Методология и критерии оценки качества общего образования (скачать)
Оценка по модели PISA (скачать)
Приказ УО № 1128 О реализации комплекса мер, по формированию функциональной грамотности обучающихся (скачать)
Приказ ДОБО № 535 О реализации комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности в ОО Белгородской области (скачать)
Приказ ДОБО № 2527 Пилотные ОО и координаторы проект ЕНМГ…2527 (скачать)
Приказ УО №1474 Об утверждении команды по формированию функциональной грамотности обучающихся (скачать)
Приложение к метолологии (сопоставление ФГОС и МСИ) (скачать)
Приложение к методологии (участие регионов) (скачать)
Работаем над формированием математической грамотности на 1,5ч (скачать)
Семинар Управления образования администрации Белгородского района (скачать)
Ссылки на ресурсы (скачать)
Нормативные документы
Письмо Министерства Просвещения России об организации работы по повышению функциональной грамотности
2024-2025
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2024/2025 учебный год
2023-2024
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год
Положение о формировании функциональной грамотности обучающихся МОУ "Разуменская СОШ №1"
Методические материалы
Методические рекомендации по формированию естественнонаучной грамотности обучающихся
Методические рекомендации по формированию математической грамотности обучающихся
Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности